|
Виртуальный офис Независимого Консультанта СДРЦ «ВундеркиндикИ» Суржанской Виктории Анатольевны |
Интересные статьи |
Адаптация ребенка к детскому саду.
Дошкольное образование является обязательной первичной составляющей частью системы непрерывного образования. Поэтому, в жизни ребенка наступает период, когда ему предстоит посещать в детский сад. На самом деле, когда это произойдет, решают его родители. На наш взгляд, четвертый год жизни является одним из благоприятных периодов для начала посещения дошкольного образовательного учреждения. Давайте поразмышляем над этим вместе.
Во-первых, закончился период раннего детства, в котором ребeнок активно рос и развивался (освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, научился понимать речь и активно говорить сам), ему нужны были близкие люди, контакты с которыми являлись ведущими в его развитии. За первые три года малыш подрос, окреп, многому научился. Касается это, прежде всего, таких важнейших навыков, как самообслуживание (малыш самостоятельно ест, посещает туалет, частично сам умеет одеваться и раздеваться, с помощью взрослого поддерживать и наводить элементарный порядок в личных вещах и игрушках), умение самостоятельно играть и налаживать контакты с окружающими. Кроме того, ребенок уже имеет опыт «расставания» с мамой на некоторое время. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада это не мало.
Процесс привыкания (адаптации) к детскому саду проходит достаточно индивидуально. Одни дети легко и быстро привыкают, не доставляя лишних хлопот родителям. Другие, наоборот, привыкают долго, болезненно, а иногда вовсе не могут адаптироваться.
В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды. Среди прочих видов адаптации ученые различают социальную адаптацию. В дошкольной педагогике этот термин трактуется как активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами общения и деятельности.
В период адаптации у ребенка происходит перестройка динамических стереотипов – ранее сформированных привычек и уклада жизни. Добавьте к этому так называемую иммунную и физиологическую ломку, преодоление психологических преград. Поэтому малыш переживает стресс, проявления которого разнообразны – отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Чтобы адаптация к детскому саду проходила как можно легче, следует готовить малыша к тому, что скоро в его жизни настанут перемены.
Наиболее оптимальным временем года для начала посещения детского сада считается начало лета или осени. Комплектация новых групп детьми происходит именно весной. Тогда же идет планирование учебно-воспитательной работы на новый учебный год, выделение средств на приведение групповых помещений в порядок, комплектация группы игрушками и пособиями, соответственно возрасту детей. Тогда учебный год начнется уже укомплектованной детьми группе для всех воспитанников. Но это не значит, что в другое время года малыша не примут в детский сад. Будет очень хорошо, если воспитатель детского сада заранее познакомится с будущим воспитанником, определит возможные трудности и даст рекомендации по их устранению ещё до того, как ребенок начнет систематически посещать детский сад. Чтобы контролировать процесс адаптации, воспитатель дошкольного образовательного учреждения ведет так называемый лист адаптации, а также проводит постоянную работу с родителями ребенка, которые создают необходимые условия воспитания малыша дома.
Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках. Желательно, чтобы условия и требования к ребенку со стороны взрослых максимально совпадали. Касается это, прежде всего, режима дня, навыков самообслуживания, культуры поведения. Также родители должны подготовить к посещению детского сада и самого ребенка.
Во-первых, следует организовывать общение ребенка с другими детьми – во время прогулок, посещения семей с детьми. Малыш должен научиться общаться, делиться игрушками, играть и вести себя в детском обществе.
Во-вторых, чем больше навыков самообслуживания усвоит ребенок, тем легче будет проходить процесс адаптации к детскому саду.
Согласно требованиям программы воспитания детей «Детство» в три года малыш должен уметь:
• Умываться. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность: взрослый помогает закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает руки; взрослый показывает, как сделать много пены; ребенок повторяет намыливающие движения, смывает мыло, закрывает кран; если кран тугой, взрослый сам окончательно закрывает его; ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы руки и лицо было сухими. По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.
• Ухаживать за внешним видом. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос; обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это. Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.
• Правильно вести себя за столом. Выражать стремление есть самостоятельно, отказываться от предложения «кормить с ложечки». Держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно, как старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда (суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, компот, сок, чай). По напоминанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за собой тарелку, чашечку, салфетку. Дома иметь «любимую» тарелку, чашку, салфетку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок.
• Ухаживать за вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.
• Одеваться. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
• Играть. В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно кушать, умываться; в играх-демонстрациях с игрушками, показываемых воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить Зайчику все, что нужно для купания зайчат, и т.п.
В-третьих, необходимо приучить ребенка к определенному режиму дня, в котором будет место различным видам деятельности (гигиенические процедуры, прием пищи, игры и занятия, прогулка, элементарный труд и другие).
В-четвертых, малыш должен знать, что такое детский сад, что там делают дети. Также у ребенка должно стимулироваться желание посещать группу. Для этого, ребенку рассказывают о жизни детей в детском саду, рассматривают картинки, ходят к детскому саду во время дневной прогулки детей и наблюдают за ними.
Приблизительно за месяц до начала систематического посещения детского сада (когда Вы соберете все необходимые документы и пройдете всех врачей), хорошо, если Вы договоритесь с администрацией, и будете приводить Вашего малыша в образовательное учреждение только на время дневной прогулки. Так ребенок познакомится с воспитателем, детьми, привыкнет к ним, научится общаться, у него появятся первые представления о жизни. Важно, чтобы этот опыт был позитивным и способствовал возникновению желания узнать, что же еще есть интересного в садике. Обязательно подружитесь с воспитателями (их, как правило, два) и помощником воспитателя. Делайте это постепенно. Доверие и привязанность к воспитателю является необходимым условием хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду.
Со временем, ребенка можно будет приводить в сад с утра до дневного сна. Это займет еще какое-то время. Будьте терпеливы, показывайте ребенку, что Вы рады тому, что малыш уже взрослый и ходит в садик, к деткам. Пользуйтесь тем, что ребенок проявляет потребность делать всё сам, но при этом учитывайте фактический уровень его возможностей. Задача взрослых – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы. Помогите Вашему малышу заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Чаще акцентируйте внимание на радостных моментах общения с детьми и взрослыми в детском саду, расспрашивайте ребенка о его впечатлениях.
По истечении некоторого времени попробуйте оставить ребенка на дневной сон. Обязательно оговорите с малышом то, что, когда он проснется, Вы его сразу заберете. Не обязательно в первое время спать до фактического подъема. Сначала можно попробовать заснуть, а когда малыш проснется – сказать, что мама уже пришла. Так Вы сможете успокоить ребенка, поселить в его сердце уверенность, что обязательно будете забирать его домой ВСЕГДА. Ведь страх расставания с близкими людьми, а тем более с мамой – один из самых сильных страхов (и не только детских, согласитесь!). Надеемся, что постепенно Ваш ребенок привыкнет к тому, что каждый день он будет ходить в детский сад на весь день. В вечернее время в детском саду у детей немало интересных дел – закаливающие процедуры, вечера развлечений, самостоятельная игровая деятельность и другие.
Желаем Вам и Вашему ребенку безболезненной и скорой адаптации!
Источник: Дошколята - авторский сайт о воспитании детей.