|
Виртуальный офис Независимого Консультанта СДРЦ «ВундеркиндикИ» Суржанской Виктории Анатольевны |
Интересные статьи |
Как научить ребенка пользоваться горшком.
Итак, горшок. Одна из самых популярных тем, обсуждаемых мамами везде и всюду. Все ищут волшебных рекомендаций, книг или мультфильмов, которые научат ребенка ходить на горшок. Не хотим вас разочаровывать, но 99% успеха в этом деле зависит от взрослых (прежде всего родителей), их отношения, терпения, такта, умения наблюдать за ребенком, учитывать его индивидуальные особенности.
Весь период раннего возраста направлен на формирование, развитие и закрепление этого важнейшего навыка ребенка – ходить на горшок (проситься на него, успешно делать нужное дело в горшок и никуда больше, понимать необходимость содержания горшка в чистоте). От этого зависят здоровье, эмоциональное благополучие малыша и всех его родственников. Недостаточное внимание к формированию умения пользоваться горшком приводит к простудным заболеваниям, болезням почек, мочевого пузыря, негативным отклонениям в поведении ребенка.
Не вдаваясь в научные выкладки проблемы, связанные с методикой высаживания на горшок (а она существует!), давайте попробуем разобраться в основных рекомендациях этого нелегкого дела.
Знакомство. Если вы выбирали горшок вместе с малышом в магазине, то знакомство состоялось там. Надеемся, малыш выбрал горшочек, который ему понравился больше всего. Теперь самое время познакомить с горшком вашего крохотулю в домашних условиях. После того как горшочек вымыт, поставьте его там, где он будет стоять постоянно, и обратите внимание малыша на новый предмет.
Обязательно скажите, что это и для чего нужен этот новый предмет. Дайте малышу поиграть с горшком. Не удивляйтесь, если малыш захочет горшок лизнуть, постучать по нему или бросить, надеть на голову или сложить в него свои игрушки. Все это – необходимые составляющие знакомства. Обязательно рассмотрите горшок, – потрогайте, посмотрите, что на нем нарисовано, для чего у него ручка. Будет здорово, если вы покажите, как сидит на горшке любимая кукла Маша, медвежонок или зайчик. Главное, чтобы знакомство было позитивным.
Наблюдение, терпение, такт. Теперь наберитесь терпения. Наверняка вы уже знаете, в какое время происходит опорожнение кишечника малыша или как он себя ведет перед началом мочеиспускания. Если нет – понаблюдайте. Дети зачастую определенным образом ведут себя (покряхтывают, пукают, слегка вздрагивают, трогают себя «там» руками и т. п.).
Оптимальным для начала пользования горшком считается момент, когда ребенок научился сидеть. Лучше всего, если вы начнете формировать привычку ходить на горшок, вырабатывая условный рефлекс на время, место, слово взрослого, положение во время этого процесса.
Будьте ласковы, терпеливы, добры. Никогда подолгу не держите малыша на горшке и уж тем более не наказывайте высаживанием на горшок. Нельзя сидеть на горшке дольше 5-10 минут. Внимательно наблюдайте за малышом. Возможно, ему неудобно на горшке (случается так, что родителям приходится покупать несколько разных моделей, пока найдется та, на которой малышу будет удобно).
Кроме наблюдения поведения ребенка перед опорожнением, вам необходимо знать время, которое он может удерживать мочу. Если вы начали приучать малыша к горшку с 8-9 месяцев, то в среднем это 40-50 минут. Но тут важно помнить, что все детки разные и у вашего малыша это может быть 20 или 60 минут. В этом и состоит ваша задача – выявить это время и, поглядывая на часы, вовремя предложить присесть на горшок.
Помните и о том, что в теплое время года мочеиспускание происходит реже. А в прохладном помещении малыша нужно усаживать на горшок чаще. Также не забывайте, что позыв к мочеиспусканию возникает приблизительно через 15-25 минут после приема пищи.
Ура, получилось! Теперь наберитесь терпения. Наверняка вы уже знаете, в какое время происходит опорожнение кишечника малыша или как он себя ведет перед началом мочеиспускания. Если нет – понаблюдайте. Дети зачастую определенным образом ведут себя (покряхтывают, пукают, слегка вздрагивают, трогают себя «там» руками и т. п.).
Оптимальным для начала пользования горшком считается момент, когда ребенок научился сидеть. Лучше всего, если вы начнете формировать привычку ходить на горшок, вырабатывая условный рефлекс на время, место, слово взрослого, положение во время этого процесса.
Будьте ласковы, терпеливы, добры. Никогда подолгу не держите малыша на горшке и уж тем более не наказывайте высаживанием на горшок. Нельзя сидеть на горшке дольше 5-10 минут. Внимательно наблюдайте за малышом. Возможно, ему неудобно на горшке (случается так, что родителям приходится покупать несколько разных моделей, пока найдется та, на которой малышу будет удобно).
Кроме наблюдения поведения ребенка перед опорожнением, вам необходимо знать время, которое он может удерживать мочу. Если вы начали приучать малыша к горшку с 8-9 месяцев, то в среднем это 40-50 минут. Но тут важно помнить, что все детки разные и у вашего малыша это может быть 20 или 60 минут. В этом и состоит ваша задача – выявить это время и, поглядывая на часы, вовремя предложить присесть на горшок.
Помните и о том, что в теплое время года мочеиспускание происходит реже. А в прохладном помещении малыша нужно усаживать на горшок чаще. Также не забывайте, что позыв к мочеиспусканию возникает приблизительно через 15-25 минут после приема пищи.
«Позитиffчик…». Не стесняйтесь говорить, называть все своими именами. А еще обязательно похвалите ребенка сразу после успешного дела, а вечером расскажите в присутствии ребенка об успехе папе (бабушке, дедушке, близкому взрослому, которому малыш симпатизирует). И снова вместе похвалите. Подчеркивайте важность для вас того, что случилось с горшком. Выражайте уверенность, что Ваш умничка обязательно еще пописает в горшочек, а вы снова похвалите его. Но не переборщите. Слишком настойчивое и навязчивое внимание к горшку может вызвать у малыша нежелание делать в него свои дела.
«Хитрули». Случается так, что, приучая к горшку, взрослые придумывают массу уловок, чтобы добиться позитивного результата. Например, мамы начинают держать малыша над тазиком и стимулировать мочеиспускание в него. После таких упражнений малыш лучше реагирует на соответствующие слова, когда его усаживают на горшочек.
Бывает так, что малыш отказывается сесть на горшок и сделать свое дело. Но он знает, что «а-а» ходит в туалет и мама, и папа. Скажите ему, что, когда он пописает, вы вместе пойдете выливать из маленького горшочка в большой горшочек, а потом малыш нажмет на кнопку слива воды. Поверьте, такое высокое доверие не останется за пределами внимания крохи.
Главное в хитростях, не переборщить. Так, можно показать, как ходит на горшочек куколка (а такие куклы есть в продаже). Но важно, чтобы кукла это сделала после малыша, иначе мокрых штанишек не избежать.
Система, система и еще раз система. Если вы достигли первого позитивного результата, похвалите малыша и закрепите его успех еще раз. Не стоит по началу все время посвящать приучению. Возможно, вполне достаточно и одного раза в день. Позже вы будете увеличивать количество походов на горшок, сочетая их с ношением подгузника. Получилось пару раз сегодня, завтра, послезавтра, а через неделю трижды, пока привычка не станет систематической.
Никогда не превращайте горшок в трамплин, преодолев который, малыш пойдет на прогулку. Не получилось – одевайте подгузник и идите гулять. Придете с прогулки – попробуете еще разочек.
Маленькие неприятности. Случается так, что на фоне позитивного формирования навыка происходят маленькие неприятности. В силу своих возрастных особенностей малыш может заиграться, отвлечься, отказаться присесть на горшок. Никогда не кричите за мокрые штанишки. Предложите малышу попробовать мокрое место. Формируйте у него соответствующее отношение к мокрому и грязному. Но не ругайте, а скажите, что: «Что ж, так получилось. Но в следующий раз ты обязательно пописаешь в горшочек и штаники будут сухими и чистыми».
Помните и о том, что мокрые штанишки иногда выражают скрытую месть ребенка. Проследите за поведением взрослых, разберитесь в ситуации. Возможно, причина мокрых штанишек кроется в вашем поведении (невнимании к ребенку, нежелании уступить, неумении отвлечь или договориться и т. п.). Часто в семьях, где есть еще один младший ребенок, мама основное внимание уделяет малышу. Естественно, ребенок постарше может испытывать дефицит маминой заботы. Это тоже может быть причиной мокрых штанишек.
Учим проситься на горшок. В процессе формирования умения пользоваться горшком необходимой составляющей является умение малыша проситься на горшок. Не откладывайте это дело на потом (когда научится говорить), формируйте все в комплексе. Как правило, на предложение взрослого: «Катя хочет а-а?» или «Пойдем а-а на горшочек» малыш отвечает: «А-а!». Так постепенно, вы даже не заметите когда, малыш сам скажет «А-а!», а вы поймете, что он просится на горшок.
Если вы были трудолюбивы и терпеливы, то, как правило, к году малышу вполне под силу освоиться с горшком. Он будет самостоятельно проситься на него и радовать вас своими успехами. Ваша задача теперь – закрепить навык, сделать его систематическим. Продолжайте быть настойчивыми и терпеливыми.
По-прежнему хвалите малыша. Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка без подгузника. НЕ СЛУШАЙТЕ НИКОГО (особенно рассказы мам сверстников о том, что их малыш уже о-го-го, какой молодец, а ваш все никак).
Постоянно помните об индивидуальных особенностях, продолжайте наблюдать, помогайте крохе становиться с каждым днем лучше. Так постепенно малыш сможет спать без подгузника в дневное, а чуть позже и в ночное время. Убедитесь в том, что, когда малыш спит, он не мочит штанишки. Это происходит тогда, когда малыш пробуждается. Ваша задача быть в нужное время в нужном месте и вовремя предложить малышу присесть на горшок. Если это нужно сделать ночью – сделайте это спокойным тоном. Спросонья малыш будет согласен на многое и отблагодарит Вас спокойным сном и хорошим настроением. Ведь вы ему ДОВЕРЯЕТЕ!
Не ждите добрых волшебников, которые научат малыша делать это очень личное дело – ходить на горшок. И уж тем более не дожидайтесь, когда малыш пойдет в детский сад (мол, там его сразу всему научат). Поверьте, среди вопросов к вам на первом собеседовании в детском саду сразу прозвучит вопрос о горшке.
А теперь подведем итоги и выделим главное.
1. Предложение взрослого присесть на горшок должно совпадать с реальной потребностью малыша.
2. Каждый малыш должен четко понимать, что вы от него хотите (нужна инструкция взрослого, например: «Давай пописаем!»).
3. Как ни в каком другом деле, в делах горшочных не должно быть долгого ожидания. Если малыш попросился или вы сами предложили сходить на горшок, делать это нужно незамедлительно.
4. Постарайтесь оградить внимание малыша от посторонних отвлекающих предметов и звуков. Сделайте так, чтобы ничто не отвлекало малыша от главной задачи.
5. Приучайте малыша к соответствующим движениям и действиям, связанным с процессом опорожнения. Это необходимо для своевременного развития культурно-гигиенических навыков детей.
6. Единство требований со стороны всех взрослых (мамы, папы, бабушки…) и постоянство воспитательных воздействий при проведении режимных моментов (пробуждение, умывание, переодевание, подготовка к прогулке и т. д.) способствуют выработке динамического стереотипа (привычки) активного участия ребенка в жизни.
7. Требования, которые взрослые ставят перед ребенком, должны учитывать его индивидуальные особенности.
Терпения вам и успеха вашему малышу!
Источник: Дошколята - авторский сайт о воспитании детей.