Виртуальный офис Независимого Консультанта СДРЦ «ВундеркиндикИ» Суржанской Виктории Анатольевны

Интересные статьи

Развитие ребенка до года:
проверяем уровень развития самостоятельно.

Еще в студенческие годы преподаватель психологии предложила нам интересное задание. Нужно было провести диагностику уровня психического развития ребенка первого года жизни, сделать анализ и сдать результаты на проверку. Сегодня я задумалась над тем, что такая информация пригодится всем родителям деток до года.

Автор методики Василка Манова-Томова. Восстанавливаю информацию по конспекту, поскольку возможности скачать книгу полностью пока не нашла.

Это очень длинная статья. Приготовьтесь к чтению и анализу. Следуйте инструкциям, отыскивая нужный вам возраст.

1. Шкала оценки психического развития младенца
Диагностика начинается с 4 недель. Для наблюдения за ребенком выберите день, когда вашего малыша ничего не беспокоит, он весел  и спокоен, сыт и хорошо выспался.

Сначала знакомимся со шкалой и находим там возраст ребенка. Шкала состоит из 13 разделов, каждый из которых содержит 4 недели и показывает уровень психического развития ребенка по 4 показателям:
М — моторика, Д — сенсорная деятельность, ЭС — эмоциональная сфера, Р — речь.
 

4 недели
М — поднимает голову на короткое время
Д — вздрагивает и вслушивается в громкий звук
ЭС — всматривается в человека, который наклонился над ним
Р — издает безсмысленные звуки и возгласы

8 недель
М — держит головку, когда ребенка берут на руки
Д — следит взглядом за движущимся предметом
ЭС — улыбается, когда к нему обращается человек
Р — издает тихие гласные и горловые звуки

12 недель
М — держит головку достаточно долго и опирается на ноги
Д — следит за движущимся предметом и поворачивает головку
ЭС — оживленно реагирует на обращение и улыбку человека
Р — агукает часто и долго

16 недель
М — поворачивает голову на звук
Д — достает и хватает висящие игрушки
ЭС — громко смеется, когда с ним играют
Р — произносит разнообразные звуки

20 недель
М — поворачивается со спинки на животик
Д — хватает и удерживает поданную игрушку
ЭС — по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей
Р — различает голосовую интонацию, с которой к нему обращаются

24 недели
М — пробует ползать
Д — сам берет игрушку, которая положена рядом
ЭС — всматривается в свое изображение в зеркале
Р — произносит случайные звукосочетания (ма, ба, на)

28 недель
М — пробует садиться самостоятельно
Д — долго играет с игрушкой
ЭС — радуется появлению знакомого и приятного человека
Р — произносит продолжительные звукосочетания

32 недели
М —  встает, опираясь на опору
Д — настойчиво тянется к игрушкам, которые находятся в отдалении
ЭС — радуется, играя со взрослыми в жмурки
Р — ищет взглядом предмет, про который спрашивают

36 недель
М — идет боком (по манежу, кроватке или удерживаясь за мебель)
Д — стучит одним кубиком о другой
ЭС — с удовольствием делает ручкой «до свидания» (невербальная коммуникация)
Р — подражает звукам и слогам

40 недель
М — ходит, держась за руку
Д — по-разному играет с разными игрушками
ЭС — радуется, когда его хвалят
Р — выполняет просьбу взрослого

44 недели
М — ходит за движущейся опорой
Д — кладет кубик или мячик в коробочку
ЭС — радуется, когда называют имя приятного человека
Р — произносит услышанные звуки

48 недель
 М — стоит без опоры
Д — пьет из чашки самостоятельно
ЭС — недовольно реагирует на запреты
Р — пробует произносить первые осмысленные слова

52 недели (1 год)
М — идет самостоятельно либо немного придерживаясь
Д — ставит кубики один на другой
ЭС — радуется после выполнения поставленной задачи
Р — произносит 5 и больше осмысленных слов

2. Использование шкалы для диагностики уровня психического развития ребенка.

По специальной формуле вычисляем коэффициент развития
Он равен: возраст психического развития умножить на 100% и разделить на календарный возраст развития.

Календарный возраст — это реальный возраст ребенка к моменту исследования. Он определяется разницей между датой рождения и датой исследования по специальной шкале:

январь 4 недели + 3 дня
февраль 4 недели + 0 или 1 (если ребенок родился в высокосный год, то 1)
март 4 недели + 3 дня
апрель 4 недели + 2 дня
май 4 недели + 3 дня
июнь 4 недели + 2 дня
июль 4 недели + 3 дня
август 4 недели + 3 дня
сентябрь 4 недели + 2 дня
октябрь 4 недели + 3 дня
ноябрь 4 недели + 2 дня
декабрь 4 недели + 3 дня

Сначала складываем недели между датой рождения и исследования и отдельно дни. Полученную сумму дней делим на 7 и прибавляем к сумме недель. Если остался остаток 5-6 дней — округляем к 1 неделе, если 4 и меньше — отбрасываем.

Например, ребенок родился 1.09. Исследование проводим 14.06.
Календарный возраст = 41 неделя.
 

Определяем возраст психического развития.

В соответствии с календарным возрастом определяем раздел в шкале психического развития (см. п.1) и готовимся к диагностике всех четырех показателей этого раздела. Но посколько возраст развития и календарный возраст никогда не совпадают — готовиться к диагностике всех показателей оного раздела вперед и одного назад (плюс еще 2-3 раздела). Т.е., если возраст ребенка 41 неделя, готовимся к диагностике показателей с 28 по 44 неделю. Сразу прошу взрослых не пугаться. Редко бывает так, что все показатели будут соответствовать 41 неделе. Получится примерно так:

Календарный возраст — 41 неделя
М — 40 недель, Д — 44 недели, ЭС — 36 недель, Р — 32 недели 

Переживать из-за такого разброса не стоит. Для того мы и проводим диагностику, чтобы знать, в каких показателях ребенок опережает развитие, а над какими нужно поработать (подобрать игры, позаниматься, подобрать нужные игрушки и т.п.).

Рассчитываем коэффициент психического развития.

Чтобы определить возраст психического развития находим среднее арифметическое: складываем М+Д+ЭС+Р и делим на 4. В нашем примере получится 38 недель.

Чтобы высчитать коэффициент психического развития нам нужно:  возраст психического развития  умножить на 100% и разделить на календарный возраст. У нас получилось 93.

3. Значение коэффициента психического развития.

78 и меньше — очень слабое развитие.
от 79 до 80 — пограничные случаи. Они характеризуются тем, что низкое развитие обусловлено легкими поражениями нервной системы. Таких детей следует серьезно обследовать, чтобы установить причину задержки развития. Если этого не сделать и специально с ними не работать, дети могут прейти в категорию сильно отстающих и в перспективе изменить возможности ребенка будет практически невозможно.

от 81 до 89 — слабое развитие. К этой группе можно отнести детей:
с ограниченными возможностями (больные дети, дети в санаториях, лежащие в гипсе и т.п.) педагогически запущенные. Эти дети, попадая в нормальные условия, словно расцветают — быстро прорываются вперед в своем развитии.

от 90 до 109 — нормальное развитие.
от 110 до 119 — высокое развитие.
от 120 до 129 — очень высокое развитие. Эти дети чрезвычайно активны, из-за них бывает много проблем, поскольку они требуют повышенного к себе внимания.

4. Проверяем показатели.

А теперь осталось только проверить показатели. Итак: найдите нужные разделы, подготовьте необходимые материалы. Фиксируйте проявления в блокнот. А когда все показатели будут проверены — расчитайте и соотнесите полученные результаты со значением коэффициента развития.

Показатели нормы развития моторики.

4 недели 
Способ выявления: ребенка кладем на животик.
Норма: если ребенок несколько раз поднимает гоовку и удерживает ее 2-3 секунды.

8 недель 
Способ выявления: очень осторожно берем ребенка на руки и поддерживаем под спинку. Наблюдаем, держит головку или кладет к вам на плече.
Норма: держит головку 1-2 минуты.

12 недель 
Способ выявления: берем на руки, смотрим, как держит головку (4-5 минут). Берем ребенка таким образом, чтобы его стопы касались ровной поверхности.
Норма: ребенок нащупывает поверхность и пытается опереться, оттолкнуться (если ножки поджал — показателя нет).

16 недель 
Способ выявления: подходим к ребенку сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 м. так, чтобы ребенок не видел и звоним погремушкой.
Норма: ребенок на две попытки дважды поворачивает голову (только помните, что у ребенка большое время реакции на раздражитель — подождите немного).

20 недель
 Способ выявления: положить ребенка на просторном твердом месте на спинку, сбоку от ребенка положите яркую игрушку, предварительно показав ее.
Норма: если с трех проб ребенок хотя бы раз перевернулся на животик.

24 недели 
Способ выявления: кладем ребенка на животик; впереди кладем яркую игрушку.
Норма: если ребенок хотя бы на несколько сантиметров продвинулся к игрушке сам или опираясь на ладонь взрослого.

28 недель 
Способ выявления: ребенка кладем на спину, показываем игрушку. Медленно горизонтально отводим игрушку от ребенка, наблюдаем, чтобы ребенок повернул за ней голову, а после — медленно поднимаем вверх таким образом, чтобы достать ее можно было только сидя.
Норма: ребенок пробует сесть (можно с опорой) и хотя бы один раз из трех проб у него получилось.

32 недели 
Способ выявления: демонстрируем игрушку, поднимаем кверху так, чтобы взять ее можно было только встав.
Норма: из трех проб — хотя бы один раз встал сам.

36 недель 
Способ выявления: ставим малыша в манеже, показываем игрушку и тихонько передвигаем ее вдоль манежа.
Норма: ребенок делает 3-4 шага вдоль опоры.
 

40 недель
Способ выявления: аналогичный 36 неделям.
Норма: из трех проб дважды малыш делает 4-5 шагов.

44 недели 
Способ выявления: в качестве опоры может быть коляска.
Норма: ребенок делает 5-6 шагов толкая перед собой коляску.

48 недель 
Способ выявления: в спокойной обстановке в присутствии близкого лица очень спокойно отойти от ребенка, оставив его стоять.
Норма: из трех проб ребенок простоял 20-30 сек.

52 недели 
Способ выявления: аналогичный 48 неделе.
Норма: если прошел 5 м. держась за маму либо 2 м. с трех проб самостоятельно.

Показатели нормы сенсорной деятельности. 

4 недели 
Способ выявления: в момент, когда ребенок плачет, подойти на расстоянии 1-2 м. и позвонить звоночком. Через некоторое время ребенок замолкает.
Норма: с трех проб дважды наблюдаем слуховое сосредоточение.

8 недель 
Способ выявления: яркой игрушкой проводим на расстоянии 1 м. от ребенка.
Норма: с трех проб один раз ребенок проследил за игрушкой взглядом.

12 недель 
Способ выявления: на расстоянии 1 м. от груди ребенка водим предметом.
Норма: с трех проб — дважды повернул голову вслед за предметом.

16 недель 
Способ выявления: аналогично 12 неделям.
Норма: с трех проб две — успешные.

20 недель 
Способ выявления:  аналогично 12 неделям.
Норма:  с четырех проб две — успешные.

24 недели 
Способ выявления: кладем ребенка на животик; яркую игрушку — рядом в поле зрения.
Норма: из четырех попыток — дважды взял игрушку.

28 недель 
Способ выявления: ребенок лежит, даем ему игруку.
Норма: держит игрушку больше 1 мин.

32 недели 
Способ выявления: кладем игрушку в поле зрения на расстоянии 1-2 м.
Норма: после трех проб один раз заметил игрушку и энергично двинулся к ней.

36 недель 
Способ выявления: покажите, как это делается.
Норма: повторяет движение.

40 недель 
Способ выявления: дать мячик, кубик, погремушку, куклу одну за другой (каким-то предметом можно проиграть вместе с ребенком).
Норма: из трех возможных способов действия с игрушкой — выполняет два.

44 недели 
Способ выявления: показать, как маленький предмет попадает в большой: «Кубик вошел в домик».
Норма: из трех проб две повторяет правильно.

48 недель 
Способ выявления: аналогично 44 недели.
Норма: хотя бы один раз из двух проб.

52 недели 
Способ выявления: два кубика даем ребенку, два — себе; «Я сейчас сделаю трубу» (положите кубик на кубик), «И ты тоже сделай трубу».
Норма: из трех проб один раз сделал сам или из трех проб две — с помощью взрослого.

Показатели нормы эмоционально-социального развития. 

4 недели 
Способ выявления: когда ребенок бодрствует, кладем на спинку, наклоняемся над ним и ласково заговариваем.
Норма: из трех попытом один раз на несколько секунд задерживает взгляд на лице.

8 недель 
Способ выявления: аналогично 4 неделе.
Норма: из трех проб один раз улыбнулся.

12 недель 
Способ выявления:  аналогично 4 неделе.
Норма:  дважды из трех проб ребенок оживляется при воздействии.

16 недель  
Способ выявления: покачивать, подбрасывать (так, как вы с ним играете).
Норма: из трех проб дважды засмеялся.

20 недель 
Способ выявления: пригласите поучавствовать еще двух человек. По очереди ребенка на руки берут знакомый взрослый, кто-то из близких и совсем посторонний человек.
Норма: положительная реакция на знакомого и сдержанная или негативная на незнакомого.

24 недели 
Способ выявления: возьмите ребенка на руки и подойдите к большому зеркалу на расстоянии 30-35 см. Если ребенок не реагирует спросите: «Кто там, кого ты видишь?»
Норма: ребенок проявляет интерес, тянется руками к зеркалу хотябы один раз из трех попыток.

28 недель 
Способ выявления: взрослый выходит из комнаты на 5-10 мин., а потом заходит.
Норма: из трех проб один раз обрадовался.

32 недели 
Способ выявления: усадите ребенка и очень аккуратно легкий платочек положите на головку: «Где Сашенька?». Снимите платочек «Вот он Сашенька!».
Норма: из трех раз дважды была позитивная реакция (смех, движение рук).

36 недель 
Способ выявления: показать 3-4 раза (если не знает).
Норма: из трех раз дважды показал.

40 недель 
Способ выявления: дать задание: «Дай мне мячик», «Положи куклу». Похвалите.
Норма: радуется после похвалы.

44 недели 
Способ выявления: передайте малыша кому-нибудь; пусть он скажет: «Сейчас мама прийдет».
Норма: оживленная реакция.

48 недель
Способ выявления: когда ребенок перебираясь по комнате тянется к чему-то, запретите это делать.
Норма: ребенок проявляет недовольство (если ребенок не слышит и продолжает действие — нормы нет).

52 недели 
Способ выявления: попросите близкого человека дать ребенку задание: «Поставь кубик на кубик» или «Сложи кубики в коробок» (время выполнения задания значения не имеет).
Норма: выполняет задание; в двух случаях из трех — обрадовался (радость не должна быть бурной).

Показатели нормы развития речи.

4 недели 
Способ выявления: ребенок должен быть сыт, лежать в кроватке; постойте несколько минут недалеко от ребенка.
Норма: в течении 10 минут произносит хотя бы несколько звуков.

8 недель 
Способ выявления: через 15-20 минут после кормления подойти к кроватке и послушать.
Норма: голосовые звуки и горловые, похожие на «т», «к» (запишите, сколько времени слушали и какие звуки услышали).

12 недель 
Способ выявления: слушаем ребенка.
Норма: агуканье одноразовое, сплошное либо с интервалом (зафиксируйте время слушания и какое было агуканье).

16 недель 
Способ выявления: запишите звуки, которые произносит ребенок.
Норма: гласные (а, о, и), горловые (г, к, х) иногда (т, м, л, д, п, б). Каждый звук должен быть произнесен дважды.

20 недель 
Способ выявления: обращаемся к ребенку с разной интонацией.
Норма: ребенок различает интонацию и голоса с двух проб.

24 недели 
Способ выявления:  слушаем ребенка.
Норма: произносит два звукосочетания не зависимо, разные или одинаковые.

28 недель 
Способ выявления:  слушаем ребенка.
Норма:  указать длительность времени и частоту (звуки не записывать).
32 недели 
Способ выявления: назвать два предмета, которые хорошо знакомы ребенку «Где ляля?» и т.п.).
Норма: ребенок адекватно реагирует на обе просьбы.

36 недель 
Способ выявления: произносим звуки и слоги, слушаем малыша.
Норма: если ребенок два звукосочетания или два слова вточности повторил.

40 недель
Способ выявления: попросите показать игрушку, название которой ребенок хорошо знает.
Норма: на две просьбы показывает обе игрушки.

44 недели 
Способ выявления: 2-3 вопроса задает близкий человек (ответы на эти вопросы ребенок должен знать!) «Как говорит собачка?», «Как говорит коровка?», «Как говорит курочка?».
Норма: три вопроса, три ответа.

48 недель 
Способ выявления: смысл слов не важен.
Норма: абсолютно ясно видно, что словом ребенок обозначает предмет, человека и действие.

52 недели 
Способ выявления: слушаем ребенка.
Норма: записываем не менее 5 слов, которыми ребенок постоянно называет одних и тех же людей, предметы и действия.
Вот, пожалуй, и все! Надеюсь, предложенная диагностика будет помогать вам в течении первого года жизни вашего ребенка. Поделитесь результатами! С удовольствием порадуюсь за успехи и постараюсь помочь с вопросами. Жду обратной связи.

Источник: Дошколята - авторский сайт о воспитании детей.


<<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ