ДИАГНОСТИКА  развития детей от 4 до 5 лет.

Пояснения к выполнению некоторых заданий теста.

Лесенка. Приготовьте: двадцать плоских палочек одного цвета, большой лист бумаги (которым взрослый закроет построенную им лесенку от ребенка).
Покажите, как построить лесенку из 10 палочек. Попросите запомнить, как палочки выложены. Закройте листом лесенку и предложите ребенку сделать такую же по памяти. Если ребенку сложно, предложите выполнить задание по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение. Обучение: стройте лесенку, обращая внимание ребенка на то, как вы это делаете, затем предложите ребенку построить лесенку самостоятельно.

Сгруппируй картинки. Приготовьте (разрежьте) карточки. РАСПЕЧАТАТЬ.

Сядьте за стол напротив ребенка. Выложите перед ребенком карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объекты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Попросите положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, используйте указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (покажите жестом на красные круги), а сюда все такие (покажите на желтые круги)». И т.д. В стороне на столе лежать другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники – всего 24 штуки). Возьмите одну и, протягивая ее ребенку, попросите положить ее правильно. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, сделайте это сами, затем протяните ребенку вторую и т.д. После того, как все карточки будут разложены, проведите следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие в тот» (указывая жестом по очереди на все ряды).

Если ребенок выполнил группировку по цвету, предложите выполнить вторую часть задания – группировку по форме. Скажите: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Положите перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подавайте ребенку, а тот будет раскладывать их. Затем уточните, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяснить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие в тот».
Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету.

Оказывается три вида помощи:
- Взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает и под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают 4 карточки.
- Если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый молча передвигает их в соответствии с образцами. Так выкладывают 8 штук.
- Взрослый вычленяет принцип группировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда – все желтые». И т.д.

Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т.е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.

Количественные представления и счет. Приготовьте 15 плоских палочек одного цвета, лист бумаги А4. Проведение обследования:

Первый вариант. Положите перед ребенком 15 палочек и предложите ему взять только 5. Попросите пересчитать и запомнить их количество. Закройте эти палочки листом бумаги так, чтобы ребенок их не видел. За листом отнимите три палочки и покажите их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек». Если ребенок отвечает правильно, предложите следующее задание. Покажите две палочки, положите их за листом к предыдущим двум. Не открывая лист, выясните: «Сколько там стало палочек».
Обучение. В случае затруднений уменьшите количество палочек сначала до 4, затем до 3. При этом используйте открытое предъявление задания (совсем не закрывайте листом палочки).

Второй вариант (устная задача). «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а остальные синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?». При затруднениях проводится обучение.
Обучение. Предложите ребенку взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воздушных шара. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?».

Расскажи. РАСПЕЧАТАТЬ. В случайном порядке положите перед ребенком 4 картинки и попросите его рассмотреть и разложить их: № «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».
Обучение. Если ребенок не раскладывает картинки или раскладывает неверно, проведите обучение: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднения положите верно, и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать».

Нарисуй целое. РАСПЕЧАТАТЬ. Положите перед ребенком части разрезанной картинки с изображением неваляшки и попросите его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.
Обучение. Предложите сложить разрезанную картинку, а затем нарисовать ее. Если ребенок затрудняется, то помогите ему, затем снова предложите выполнить рисунок.



Рейтинг@Mail.ru
Проверить ТИЦ и PR
Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
Яндекс.Метрика