Пояснения к выполнению некоторых заданий теста.
Поиграй. Приготовьте: куклу, детскую коляску, мебель для куклы (стол, стул, кроватку с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.
Предложите ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то посадите куклу за стол, накройте его, расставляя посуду, попросите ребенка о помощи, постепенно вовлекая в совместную деятельность. В тех случаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, предложите поиграть с машинкой. Нагрузите в нее кубики и попросите ребенка помочь перевезти кубики на ковер. Там начните с ним постройку забора вокруг домика и т.д.
Если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, предложите выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): толкните машинку к ребенку и попросите покатить машинку так же к вам.
Разрезная картинка. Смотрите цветное приложение.
Первый вариант помощи ребенку: положите образец перед ребенком. Рассматривая части целой картинки по очереди, находите нужную часть и рядом выкладывайте целое изображение.
Второй вариант помощи ребенку: положите образец перед ребенком и на нем выкладывайте части изображении, накладывая разрезанную картинку поверх целой.
Угадай чего нет. Смотрите цветное приложение.
Положите перед ребенком две картинки. Предложите рассмотреть картинки, а затем расскажите: «Это девочка Катя. У нее много игрушек. Она их переставила и унесла с собой только одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, обратите внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка Катя унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, покажите способ решения. Возьмите указку и поочередно соотнесите игрушки на первой и второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его поставила наверх. Вот он где». Таки образом, соотнося игрушки, объясните их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдайте указку ребенку и скажите: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее и унесла Катя».
Посчитай. Положите перед ребенком 10 палочек и предложите взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз спрашивайте «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочек, то предложите выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Разложите в ряд три (пять) палочек, предлагая ребенку запомнить их количество, закройте палочки листом бумаги А4 и заберите две штуки и положите эти палочки перед ребенком. Спросите: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После ответа ребенка – уберите лист и сравните ответ ребенка с остатком. Затем повторите то же самое, но заберите одну палочку.
Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное число палочек по словесной инструкции, предложите ему выполнить это по показу. На глазах у ребенка возьмите три палочки, положите их в свою ладонь и скажите: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, попросите взять одну палочку, а потом много. Счетным операциям в данном случае обучать не нужно.
Построй из палочек. Приготовьте 15 плоских палочек одного цвета. Закрыв руки листом А4 соорудите постройку из 5 палочек. Открыв лист, предложите ребенку построить такую же. Если ребенок справился с первым заданием, предложите выполнить вторую постройку. В случае затруднения проведите обучение.
Обучение. Покажите, как выполнить задание, а потом попросите выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений выполните задание способом действий по подражанию.
Расскажи. Смотрите цветное приложение.
Предложите ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказ, последовательно задавайте ему вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами? Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она увидела?».
Обучение. Если ребенок не может ответить на эти вопросы, организуйте рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе? Что случилось с санками? А кто это бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.
|